Поиск по дате:

19 Мая
мая 2024
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статьи

Сегодня, 17 ноября, исполняется два года с тех пор, как респираторную болезнь COVID-19 впервые зафиксировали в китайской провинции Хубэй. Вспоминая те дни, осознаешь - никто не думал, что пандемия станет для нас привычным явлением, которое перевернуло наши жизни с ног на голову.

ИА «Одесса-медиа» решило напомнить хронологию распространения коронавируса по миру и Одессе.

Где-то в далеком Китае…

17 ноября 2019 года принято считать началом эпидемии. Дату определило китайское издание South China Morning Post, ссылаясь на правительственные записки, в которых есть свидетельства о том, что человек заразился «новой болезнью».

Речь шла о 55-летнем жителе провинции Хубэй, которого позже и начали считать «нулевым пациентом». Ранее утверждалось, что он съел летучую мышь, купленную на местном рынке, и заразился от нее «короной». Однако сегодня ученые ставят под сомнение это утверждение.

17 ноября в Одессе самой громкой новостью была установка забора вдоль склона возле бывшего санатория «Россия»: очередной застройщик решил начать очередную стройку у моря. Занимательной кажется новость от 16 ноября того года: в одесской школе №63 произошла вспышка острой респираторной вирусной болезни. Тогда в учебном заведении заболело сразу 96 детей, поэтому восемь классов закрыли на карантин. Символично получилось.

31 декабря 2019 года, пока большинство одесситов готовились к празднованию Нового года, а некоторые горожане все еще не могли отойти от трагического пожара в колледже на Троицкой, который произошел в том месяце, в городе Ухань в Центральном Китае зафиксировали 27 случаев заболевания «пневмонией неизвестного происхождения». Всю серьезность ситуации подтверждало то, что в город направились эксперты Государственного комитета по вопросам здравоохранения Китая для наблюдения за вирусом. В этот же день Всемирная организация здравоохранения была проинформирована о выявлении случаев «пневмонии, вызванной неизвестным возбудителем».

11 января 2020 года вирус классифицировали, как коронавирус. В тот же день зафиксирована первая смерть от осложнений, вызванных COVID-19: умер 61-летний мужчина, который часто посещал злополучный рынок, на котором, якобы, была куплена та самая летучая мышь. В январе вирус вышел за пределы Китая и начал «путешествовать» по миру.

На тот момент одесситы уже слышали о каком-то загадочном коронавирусе, хотя все мы еще не понимали, с чем столкнулся мир. И с чем вскоре придется иметь дело самим.

В поисках Макса и… маски

С каждым днем в новостях все чаще сообщали о COVID-19, который стремительно распространялся по всему земному шару. Стало очевидно, что появление вируса в Украине – это лишь вопрос времени. Ждать пришлось недолго: 3 марта 2020 года в Черновцах обнаружили первого инфицированного в Украине. 11 марта в стране был объявлен первый карантин.

А вот 25 марта выяснилось, что и в Одессе нашелся больной коронавирусом: им оказался 24-летний Максим Головкин. Информация о нем обновлялась чисто по-одесски. Первыми о парне написали в пресс-службе ГСЧС, однако в ОГА поспешили опровергнуть эту информацию. Но в дело вступил Минздрав, который настоял на том, что в нашем регионе имеется больной «ковидом». Затем парня и вовсе объявили в розыск: мол, дал липовый адрес, и после того, как узнал о диагнозе, сбежал и продолжил общаться с людьми. Но все слухи развеял мэр Геннадий Труханов: парень был на самоизоляции в селе Фонтанка.   

Интересно, что в тот же день в Украине была зафиксирована 4 смерть от коронавируса, а саму болезнь нашли у 29 человек. Тогда это казалось кошмарными цифрами.

То время также запомнилось дефицитом медицинских масок, цены на которых еще зимой взлетели в десятки раз - до 15-20 грн против прежних 80 коп. Зарабатывали на этом даже коммунальщики, которые подняли стоимость до 24 грн.

В конце марта Кабинет министров постановил еще больше ужесточить карантинные ограничения. Под угрозой драконовских штрафов в десятки тысяч гривен запретили посещать парки, скверы, пляжи, собираться больше двух человек и выходить на улицу без паспорта. Также ввели жесткие ограничения на количество пассажиров в транспорте. Пустынные улицы города выглядели крайне непривычно.

Впрочем, терпения одесситов хватило лишь до майских праздников: прекрасная погода манила людей на шашлыки и те окончательно плюнули на запреты, выйдя на улицу. Затем стартовал курортный сезон, и Южная Пальмира окончательно перестала делать вид, будто придерживается каких-то ограничений. А с учетом, что границы были закрыты, украинцы массово кинулись в наш город.

Эксперименты с карантинами

В дальнейшем наше правительство более не решалось вводить тотальный локдаун и пыталось придумать новые карантинные ограничения. Ближе к годовщине появления коронавируса, в ноябре, был введен так называемый «карантин выходного дня». То есть, все те правила, которые действовали во время тотального карантина, внедрялись только в выходные дни. Стоит ли говорить, что это не сильно помогло? Число заболевших постепенно росло: в Одесской области счет уже шел на сотни человек, в стране фиксировали 15-16 тыс. новых больных, а система здравоохранения страны была на грани коллапса. Это ощущалось и в одесских больницах, где остро не хватало коек, а в некоторых медучреждениях мертвые подолгу лежали в одной палате с живыми пациентами.

Впрочем, к тому времени одесситы уже привыкли к «ковиду», и те, кого еще не коснулась болезнь, больше уделяли внимание не «короне», а выборам в местные органы самоуправления.

К слову, в ноябре стало известно, что новая вакцина от коронавируса Moderna эффективна против болезни на 95%. Казалось бы, проблему с ковидом можно было решить раз и навсегда. Но никто не учел одной важной детали – человеческого фактора.

Вакцины, штаммы и антиваксы

В плане пандемии, зима 2021 года прошла для одесситов относительно спокойно: как показала практика, коронавирус бьет «волнами», периодически накатывая, а затем вновь отступая. Той зимой было затишье, но как известно, после этого всегда приходит буря. И весной коронавирус вновь начал набирать обороты, едва не обрушив систему здравоохранения, но в очередной раз нам повезло – судьбу Италии, где медики вынуждены были выбирать, кому жить, а кому нет, мы не повторили, хотя были крайне близки к этому.

Тем временем, в США и странах Европы происходили действительно исторические события: началась массовая вакцинация. Наше правительство традиционно тормозило в этом вопросе и выяснилось, что Украина могло и вовсе остаться без прививок. Это странно будет читать, но тогда многие украинцы возмущались этим фактом. Суетиться начал тогдашний глава МОЗ Максим Степанов, который в конце февраля привез AstraZeneca. Правда, не британскую, а произведенную в Индии, что несколько отбило желание у наших сограждан прививаться этим средством. Уже в марте в страну завезли китайскую вакцину Сoronavac, ещё позже - Pfizer и Moderna. 

Помимо вакцин, весной в Украине организовали еще одно ноу-хау: адаптивный карантин, при котором регионы делят на различные зоны. К слову, сие творение существует и поныне.

После бурной весны, летом коронавирус традиционно отправился на покой, хотя медики пытались достучаться до людей и чиновников с сообщением о том, что «ковид» мутировал и несколько опасных штаммов, которые куда хуже «оригинальной короны», попадут в Украину.

Традиционно, медиков никто не послушал, и осенью за одесситов взялся индийский штамм «Дельта». То, что вирус куда более опасен, стало ясно сразу: больницы заполнялись с катастрофической скоростью, вырос процент «тяжелых» пациентов, которые нуждались и все еще нуждаются в кислороде, а смертность начала бить все весенние антирекорды.

Естественно, о том, что так будет, слышали все, но вот готовым никто не оказался: кислорода не хватало, как коек и персонала. Одесса в очередной раз была на грани катастрофы, от которой удавалось спастись лишь в последний момент.

Опять же, ситуацию могла бы исправить массовая вакцинация, но не тут-то было. Изначально, государство полностью провалило информационную кампанию, а сами украинцы, в том числе и одесситы, попросту отказывались прививаться. Сложно объяснить причину, но наши сограждане предпочитали верить в различные абсурдные страшилки (чипирование, 5G, «вакцина убивает», вызывает бесплодие, мутации и так далее), чем в то, что есть обычный вирус, от которого может спасти обычное вакцинирование. Некоторые умельцы начали прилично зарабатывать на составлении липовых сертификатов о вакцинации, а другие на серьезных щах во время митингов под мэрией рассказывают, что у привитых рождаются полулюди… Если подытожить, то сегодня мы наблюдаем за торжеством агрессивной малограмотности над наукой и здравым смыслом, что не может не беспокоить.

Согласно официальным данным, в Одессе сделано более 665 тыс. прививок. Однако данная цифра вызывает сомнения и, вероятней всего, в городе куда меньше привитых. Что касается Украины в целом, то две дозы вакцин получили менее 9 млн населения, что крайне мало для коллективного иммунитета.

Ко второй годовщине появления «ковида» число новых больных стало уменьшаться. Возможно, мы прошли пик последней волны, которая постепенно отступает. Однако, с таким подходом в борьбе против COVID-19, коронавирус вряд ли «скажет нам прощай», а лишь «до свидания». 

Автор: Дмитрий Туканов